Очень краткая биография


ПОГОДИН
АЛЕКСАНДР
ПЕТРОВИЧ

Краткая биографическая справка
2018


(Из аннотации к переизданию книги
«Погодин А.П. Мои олимпиадные задачи.
Челябинск. ФМЛ №31. 1999»)



          Александр Петрович Погодин окончил Челябинский политехнический институт по специальности ЭВМ (инженер-системотехник) в 1973 году. А.П. всю свою жизнь занимался и занимается как компьютерной инженерией, так и «образовательной» информатикой: 21 год в стенах ЮУрГУ (тогда ЧПИ) и вот уже 30 лет в Физико-математическом лицее №31 г. Челябинска.

         Первое свое учебное пособие по программированию на ЭВМ «Наири» он выпустил в 1974 году. Это было серьезное и объемное (почти 200 страниц) издание. Тогда широкое обучение программированию даже в ВУЗах делало свои первые шаги. В 1975 году А.П. создал студенческий информационно-вычислительный центр ЮУрГУ где и проработал начальником по 1988 год.

         А.П., фактически, со своей командой инженеров и программистов занимался внедрением в учебный процесс ВУЗа малой и мини вычислительной техники, как в головном институте, так и в его филиалах, расположенных в разных городах Челябинской области. За это время А.П. написал не один десяток учебных пособий по программированию.

         Вычислительная техника тех времен была мало приспособлена именно к учебному процессу, поэтому сотрудникам ИВЦ приходилось заниматься программно-аппаратной адаптацией ее к учебному процессу ВУЗа. Было разработано и реализовано несколько дисплейных классов, обслуживаемых соединенными в сеть несколькими миниЭВМ. По тем временам, это были новейшие и прогрессивные разработки на уровне Советского Союза, и за них коллектив ИВЦ был удостоен медалей ВДНХ. Работа над перспективными направлениями агрегирования вычислительной техники вылилась в большие объемы и была так важна и востребована, что Александр Петрович создал на базе ИВЦ «Лабораторию перспективных разработок», где, в частности, еще вначале 80-х уже были реализованы компьютерные системы автоматизированного обучения с применением средств мультимедиа. (ИВЦ в ЮУрГУ существует и по сей день)

          Параллельно с руководством ИВЦ Погодин А.П. десять лет занимался научной деятельностью, связанной с разработкой программных продуктов для моделирования дискретных устройств управления. Совместно с коллегами им был разработан язык МОДА (МОДА-Т) для описания моделей ДУУ и для работы с этими моделями, а также идеология и реализация программной среды для работы с такими компьютерными моделями в рамках научных договоров с «Государственным ракетным центром им. В.П.Макеева» (г. Миасс). На эту тему было сделано множество докладов на Всесоюзных конференциях и публикаций, защищено несколько диссертаций. Работа была реализована на различных компьютерных платформах и внедрена в целом ряде организаций Советского Союза, как правило, интегрировано в системах автоматизации проектирования дискретных устройств (цифровой техники).

          Начиная с 1984 года А.П., оставаясь начальником ИВЦ ЮУрГУ и руководителем Лаборатории перспективных разработок, широко занимается пропагандой компьютерной грамотности и обучением программированию и информатике школьников г.Челябинска и области посредством организации проведения выездных компьютерных школ для учащихся города, занятий на компьютерах со школьниками в сельской местности, созданием кружков по программированию. В конечном итоге, А.П. оставил на своего ученика должность начальника раскрученного и продуктивно функционирующего ИВЦ ЮУрГУ. В 1988 году А.П. полностью перешел на работу учителем информатики в физико-математическую школу №31, где впоследствии стал заведующим кафедрой информатики, а затем – заместителем директора по информатизации, продуктивно и качественно занимаясь не только обучением школьников информатике, но и развитием и сопровождением школьной IT-инфраструктуры на самых передовых направлениях.

          А.П. всегда очень остро чувствовал и чувствует перспективные направления развития компьютерной техники и информатизации общества, являясь глубоким и невероятно эрудированным специалистом по компьютерным наукам. В 90-х годах, на протяжении десятка лет, когда содержание школьной информатики еще только формировалось, он  был единственным профессиональным и активным членом комиссии по аттестации учителей информатики в Челябинской области и поэтому он фактическим был основным лицом, определяющим направления развития школьной информатики в регионе.

          Уровень Всероссийского масштаба получили: Уральская летняя компьютерная школа в г. Миассе (начиная с конца 80-х) и Белорецкая компьютерная школа (с начала 90-х), в организации и становлении которых А.П. принимал самое непосредственное участие. С 2000 года загородные Летние Компьютерные школы проводятся на базе ФМЛ №31. В них ежегодно принимает участие до 120 учащихся лицея всех возрастов.

          Одно из важнейших направлений в школьной информатике – это олимпиады школьников по информатике. А.П. занимался и занимается этим направлением с первых дней их появления. В продолжении всех 90-х и начала двухтысячных именно он занимался в регионе организацией проведения олимпиад по информатике со школьного до регионального уровня. Организованная им в 31 лицее г. Челябинска система подготовки школьников по информатике и, в частности,  к олимпиадам по информатике давала и дает ощутимые результаты: каждый год учащиеся лицея привозят дипломы победителей и призеров с финального этапа Всероссийской олимпиады. Есть среди них и абсолютные чемпионы России, как в командном, так и в личном первенстве. Есть медали и с всемирных олимпиад. 

Благодаря А.П и его команде Челябинский физико-математический лицей №31 стоит в России в тройке лучших школ наряду с Санкт-Петербургским лицеем №239 и с Московским СУНЦ МГУ по уровню подготовки школьников по информатике. За годы работы А.П. обучил информатике и программированию более полутора тысяч учеников, основная часть которых сегодня успешно работает в IT-сфере по всему миру.             





Комментариев нет:

Отправить комментарий